Call-центр:

1408+7 800 080 18 90

 
Городской тел.:

+7 (727) 244 55 66

Система дистанционного обучения предпринимателей

Зерновой клин

Интеграция нашей страны в мировое экономическое пространство требует создания цивилизованного рынка сельхозпродукции

Министерство индустрии и торговли РК осенью прошлого года внесло предложение о включении в перечень товаров, обязательных для торговли на бирже как стратегических продуктов, зерна и пшеничной муки. В декабре 2008 года (в преддверии вступления Казахстана в Таможенный союз с Россией и Беларусью) Агентством РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы была создана и функционирует товарная биржа «Евразийская товарная система» (ETC), где проходит биржевая торговля зерном. Однако вопрос до сих пор остается дискуссионным. О состоянии отечественного рынка зерна в целом и роли биржевой торговли в повышении его эффективности свое мнение нашей редакции высказал кандидат экономических наук, доцент Амантай Култаев.

В условиях обострения ситуации на мировом продовольственном рынке на фоне глобального финансового кризиса на первый план государственной социально-экономической политики Казахстана была выдвинута задача надежного обеспечения продовольственной безопасности страны. В этой связи в декабре 2009 года в ряд действующих законодательных актов по государственному регулированию и поддержке агропромышленного комплекса, в частности в законы «О зерне», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», были внесены дополнения и изменения. Потому что основу всего агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности республики составляет зерновой рынок, и уровень развития зернового хозяйства определяет в определенной мере ее экономическую мощь, так же как на всех этапах развития человеческого общества хлеб определял богатство любой страны.

Благодаря мощной государственной поддержке отрасли Казахстан стал одним из ведущих игроков мирового рынка зерна, занимая шестое место среди стран - экспортеров зерна и первое - по экспорту пшеничной муки. К тому же валовой сбор зерна в 2009 году достиг рекордного объема - 20,8 млн тонн.

Но следует признать, что зернопроизводство в республике все еще остается экологически неустойчивым и низкопродуктивным. Так, урожайность основной продовольственной культуры - пшеницы у нас в три раза ниже среднеевропейской и в два с лишним раза - среднемировой. А плодородие и почвенная экология, по оценке специалистов, за последние 20 лет существенно ухудшились, и этот процесс продолжается. Все это снижает в перспективе продуктивность и конкурентоспособность отрасли на мировом рынке.

Другая нерешенная проблема -монокультура: посевная площадь пшеницы из года в год не уменьшается - 80 процентов всей площади посевов и 85— 90 процентов - в структуре зерновых и зернобобовых. Несмотря на проблемы прошлого года со сбытом зерна, их площади не сократились и, по оперативным данным на 15 июня, посевы яровой пшеницы остались примерно на уровне прошлого года.

Зернопроизводители твердят:

«Сеяли пшеницу, сеем и будем сеять». Однако на сегодня, когда с осени 2009 года мировой рынок зерна обрушился, отечественный рынок зерна находится в ступоре: зернопроизводство для фермеров, особенно для мелких, стало экономически невыгодным. Фермерские реализационные цены на зерно колеблются в пределах его себестоимости, а в отдельных хозяйствах даже ниже ее уровня, то есть они убыточны. На отечественном рынке, по оценке экспертов на начало мая текущего года, не находили сбыта 5 млн тонн зерна, в том числе вне элеваторов и ХПП накопилось около 1,8 млн тонн нереализованной пшеницы, которую фермеры предлагали по бросовой цене 70-80 долларов за тонну. Качество зерна день ото дня ухудшается, оно попросту портится.

Даже с учетом того, что сейчас снова наметилась тенденция роста цен на зерно, это по сути ничего не меняет. Отечественный зерновой рынок все еще носит стихийный характер, он неустойчив и полностью зависит от конъюнктуры внешнего рынка. И все это в конечном счете при низкодоходности производства для фермеров ведет к неуправляемому росту потребительских цен на хлеб и хлебопродукты, фуражное зерно и комбикорма, используемые в животноводстве.

В республике, по сути, до сих пор нет четкой государственной внутренней торговой политики зерном и хлебопродуктами с учетом их социальной значимости. Например, несмотря на двукратное падение реализационных (закупочных) цен на продовольственную пшеницу с осени 2009 года, потребительские (оптовые, розничные) цены на хлеб и хлебопродукты во многих регионах остались прежними, то есть на уровне сложившихся осенью 2007 года высоких цен, когда закупочные цены на 1 тонну пшеницы 3-го класса достигали 250—270 долларов (30—32 тыс. тенге). Например, в мае-июне этого года оптовые цены на муку первого сорта по городам республики колебались от 28 тенге за 1 кг (Усть-Каменогорск) до 60 тенге (Алматы), на булку хлеба пшеничного в пересчете на 650 граммов (стандартный вес) - от 35 (Актобе) до 60 тенге (Алматы), хлеб ржано-пшеничный - от 35 (Актобе) до 70 тенге (Астана). При таких оптовых ценах на муку и хлеб розничные цены на 1 кг пшеничного хлеба в Алматы и Астане спекулятивно завышены не менее чем в 1,5 раза.

Между тем такая высокая цена на хлеб и хлебопродукты провоцирует и обусловливает искусственно высокий уровень цен на другие виды продовольствия, потому что стоимость хлеба служит как бы эквивалентом при товарообмене на рынке продовольствия. Например, продавец (собственник) плодово-овощной продукции или сахара должен продать по такой-то цене столько-то своей продукции, чтобы купить, например, мешок муки для себя или тонну зерна для откорма животных, чтобы затем получить мясо и молоко.

Низкая эффективность функционирования отечественного рынка зерна обусловлена многими объективными и субъективными причинами. Среди них немаловажное значение имеет, на мой взгляд, отсутствие или неразвитость необходимых важных элементов инфраструктуры рынка зерна, существующих в развитых странах — зерновых державах, прежде всего биржевой торговли зерном.

Товарная биржа — это коммерческое предприятие, которое само не участвует в процессе купли-продажи, но создает для этого необходимые и равные условия для всех ее участников: в заключении контрактов, в решении спорных вопросов, в предоставлении объективной информации об уровне цен предложения и спроса, контрактных цен. Основными функциями биржи являются формирование цен и слежение за рыночной конъюнктурой.

Особое место зерновые биржи занимают на внутреннем рынке США. Это частные торговые организации. Хотя реальные поставки зерна на биржах обычно не превышают 5—10 процентов внутренней торговли, влияние их на цены внутреннего рынка исключительно велико. Реализуют зерно как на универсальных (многопрофильных), так и на специализированных биржах. Крупнейшая универсальная товарная биржа расположена в Чикаго, на которой осуществляются операции с пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым маслом, шротом, ценными бумагами и др. Среди специализированных выделяются биржа в Миннеаполисе, торгующая пшеницей и подсолнечным маслом, а также в Канзас-Сити, где совершают сделки исключительно по пшенице. Все эти биржи обслуживают внутренний рынок зерна США и реализуют продукцию на мировом рынке, этим самым торговые операции на биржах определяют уровень мировых цен на зерно. Государство контролирует биржевую торговлю через комитет по товарной фьючерсной торговле.

В мировой практике сформированный и реально работающий классический зерновой рынок представлен зерновыми товарными биржами, системой государственного регулирования, финансово-кредитным, налоговым и ценовым механизмом, внешними торговыми связями. Главными регуляторами взаимодействия элементов зернового рынка являются цены и система государственных программ (субсидирование, ценовые и другие компенсационные выплаты, госзакупки и т.д.).

Таким образом, во всех «зерновых» государствах работают специальные рыночные институты типа бирж, давно отработаны методы финансирования, товарного кредитования, страхования рисков, механизмы продвижения зерна при экспорте, чего все еще нет в нашей республике. При этом одним из главных инструментов, позволяющих стабилизировать производство зерна и внутренний рынок в целом, являются форвардные и фьючерсные сделки. Суть их в том, что крестьяне большую часть урожая ежегодно продают задолго до жатвы, а потому в существенной мере защищены от стихии рынка.

Специфическими чертами зернового рынка являются: постоянное колебание спроса и предложения в соответствии с сезонным изменением запасов зерна, колебание цен в зависимости от наличия объемов зерна, нестабильность курсов иностранных валют, зависимость производства зерна от сложившихся погодных условий, конкуренция между товаропроизводителями, а также между зерновыми компаниями. В этой связи биржевая торговля зерном, фьючерсные и форвардные сделки выступают неотъемлемыми элементами развитого зернового рынка.

Зерно - наиболее подготовленный к фьючерсному рынку базовый товар республики по сравнению с остальным биржевым товаром. Цена на зерно -системообразующий фактор для многих отраслей: переработчиков зерна, хлебозаводов, производителей мяса и других. Каждый из них хотел бы в максимальной степени избежать тех рисков, которые возникают в связи с ценовыми колебаниями на зерно. Фьючерсный контракт позволяет уменьшить финансовые риски всех участников рынка.

При этом немаловажно, что при открытых торгах исключается возможность для оборота черного нала (что сейчас имеет место), это будет способствовать увеличению налоговых поступлений.

На сегодня зерно реализуется по цепочке фермер - мелкий трейдер (перекупщик) - крупный трейдер (зерновые компании) - элеватор - экспортер (или мукомольное предприятие, хлебозавод), которые диктуют фермеру свои цены и условия поставки. А при биржевой торговле можно обойтись одним брокером, услуги которого намного дешевле, чем у посредников-перекупщиков. Необоснованно высокие спекулятивные потребительские (оптово-розничные) цены на хлеб и хлебопродукты у нас в значительной степени вызваны именно присутствием на рынке перекупщиков и монополистических по сути действий крупных зерновых компаний (холдингов).

Между тем в середине 90-х годов в республике относительно активно функционировала зерновая биржа, зерновые культуры постановлением кабинета министров РК были отнесены к биржевым товарам в рамках закона РК «О товарных биржах». Однако в дальнейшем биржевая торговля зерном в республике практически прекратилась, и в 2008 году, по данным Минсельхоза РК, через существующие товарные биржи было продано всего 505 тыс. тонн зерна.

Думаю, что основная причина прекращения биржевой торговли зерном, при которой все сделки прозрачны (как объемы, так и цены), связана с незаинтересованностью в этом существующих монопольных и теневых структур в агробизнесе. При этом некоторые аргументы противников развития биржевой торговли зерном и продуктами его переработки вполне обоснованы и обусловлены в основном неразвитостью других элементов инфраструктуры рынка зерна. Но это говорит лишь о том, что необходим поиск путей решения этих проблем.

Вместе с тем большинство аргументов надуманны, а приводимые в пример препятствия и барьеры легко устранимы. Некоторые противоречия в условиях биржевой торговли есть в законе «О зерне», их надо проанализировать и пересмотреть.

Вступая в Единое экономическое пространство стран СНГ и далее в ВТО, мы будем вынуждены перейти на западную, цивилизованную, модель организации рынка сельхозпродукции, прежде всего рынка зерна.

Я придерживаюсь мнения тех ученых и практиков, которые утверждают, что на первом этапе биржевая торговля зерном и продуктами его переработки должна идти на добровольной основе. Обязательность торговли на бирже следует распространить прежде всего на экспортные поставки, которые более всего нуждаются в прозрачности и влияют на формирование уровня цен на внутреннем рынке.

Через действующую сеть распространения знаний Министерства сельского хозяйства РК («Ушконыр», «Тас-сай»), систему АО «Казагромаркетинг», а также через постоянно действующие обучающие курсы фонда «ДАМУ» необходимо осуществлять широкомасштабную активную пропаганду внедрения биржевой торговли сельхозпродукцией. И тогда через год-полтора можно будет добиться массового участия самих фермеров в электронных торгах.