Call-центр:

1408+7 800 080 18 90

 
Городской тел.:

+7 (727) 244 55 66

Система дистанционного обучения предпринимателей

Как попасть в программу?

Фонд «ДАМУ» дает рекомендации потенциальным участникам «Дорожной карты бизнеса-2020»

Анализ текущей ситуации, касающийся рассмотрения проектов предпринимателей, подавших заявку для участия в программе «Дорожная карта бизнеса-2020», показывает, что затягивание решений по их одобрению либо отказ в субсидировании вызван подачей недоработанных документов или их неправильным оформлением. В связи с этим АО ФРП «ДАМУ» подготовил ряд рекомендаций для потенциальных участников программы.

Цель рекомендаций – помочь предпринимателям в подготовке Плана оздоровления. Они основаны на опыте работы кредитных комитетов банков. Подавая заявление на оздоровление, прежде всего, нужно помнить, что субсидии предоставляются: государством и на безвозвратной основе. При этом государство могло бы использовать эти средства на другие цели. Например, на строительство новых и модернизацию существующих детских садов, школ, больниц. Поэтому, предоставляя предприятию субсидии, государство рассчитывает на адекватную отдачу – организацию производства продукции высокого передела с высокой добавленной стоимостью, повышение качества и конкурентоспособности продукции, повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятия, создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет.

Средства, выделяемые государством на субсидирование, ограничены и не смогут удовлетворить все заявки. Поэтому изначально надо готовиться к тому, что вопрос о субсидировании предприятия будет рассматриваться уполномоченными органами на конкурсной основе. При этом предпочтение будет отдаваться проектам с понятными перспективами, обещающими высокую экономическую и социальную отдачу.

В течение срока субсидирования (на полугодовой или иной регулярной основе) фонд «ДАМУ» как финансовый агент программы «Дорожная карта бизнеса-2020» будет осуществлять мониторинг предприятия и проекта. Наряду с другими аспектами будет проверено, насколько фактические показатели соответствуют прогнозным, насколько субсидирование решает указанные в Плане оздоровления проблемы, насколько велика реальная экономическая и социальная отдача предприятия или проекта. По результатам мониторинга будет принято решение о целесообразности продолжения субсидирования либо о его прекращении. Поэтому нельзя относиться к Плану оздоровления как к формальному документу или как к рекламному проспекту для получения субсидий. Качество его подготовки является хорошим индикатором профессионализма руководства предприятия.

Цель Плана оздоровления – предоставление банку-кредитору, уполномоченным организациям и госорганам достаточного количества информации, позволяющей сделать принципиальный вывод об эффективности планируемых мероприятий по оздоровлению и целесообразности предоставления предприятию субсидий и иных мер господдержки. Рекомендуемый объем документа – 5–7 страниц основного текста плюс приложения.

Документ должен иметь продуманную и логичную структуру и показать:

– логичное обоснование цели и причин обращения за субсидированием, понятную аргументацию запрашиваемых у банка и государства мер поддержки;

– обоснованность и эффективность планируемых руководством мероприятий по оздоровлению и перспективы дальнейшего развития предприятия;

– грамотно проведенный анализ состояния предприятия, включая его финансовое положение, способность производить и реализовать конкурентоспособную продукцию и исполнять принятые на себя обязательства;

– текущую ситуацию и тенденции в отрасли и профильных сегментах рынка, информацию о ближайших конкурентах, ключевых клиентах и поставщиках.

В то же время следует избегать включения в План избыточной информации, не облегчающей принятие решения.

В состав Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики при Правительстве входят представители различных министерств и ведомств. Они могут не располагать достаточным временем для детального изучения специфики непрофильных для них отраслей. Поэтому подача информации в Плане оздоровления должна быть четкой, логичной и последовательной. Рекомендуется использование графиков, схем, диаграмм и рисунков, если они облегчают восприятие и понимание документа. Стоит сказать о наиболее часто встречающихся недостатках, которых следует избежать при подготовке Плана оздоровления.

Это плохо структурированный текст, отсутствие логики при подаче информации, недостаточное раскрытие, искажение или неверное указание причин, в силу которых предприятие стало проблемным и не исполняет обязательства по погашению кредита. Часто не раскрыты вопросы, критичные для понимания отраслевой и индивидуальной специфики предприятия и реализуемого проекта. А их нужно показать и аргументировать. Среди недостатков и низкое качество финансово-экономического анализа либо де-факто отсутствие такового.

Необходимо сфокусироваться только на тех изменениях и тенденциях, которые критичны для отрасли или сегмента рынка и для конкретного предприятия. Бывает, что отсутствует информация об организационной структуре, органах управления, системе менеджмента, порядке принятия решений и практике корпоративного управления в целом. Следует описать опыт менеджмента как в отрасли, так и в реализации проектов, подобных предлагаемому к рассмотрению.

Встречается и перегруженность текста информацией, не облегчающей принятие решения. Достаточно дать общее описание процесса (проекта) и акцентировать внимание только на ключевых моментах. Например, если основным фактором успеха бизнеса является техническая оснащенность предприятия, то надо указать производителей оборудования, его краткую спецификацию.

Стоит сказать и о расхождении между данными в различных местах текста и приложениях, в том числе несоответствие информации в основном тексте данным приложенной финансовой отчетности. Фонд «ДАМУ» советует выбрать единую сквозную валюту (предпочтительно млн. тенге) для всего Плана оздоровления и указать ее в преамбуле и в каждом приложении.

Есть еще несколько практических рекомендаций. Не нужно пытаться скрыть или исказить существующие проблемы и их истинные причины. Если предприятие имеет принадлежность к холдингам и группам, следует отметить это. Описывая рыночную ситуацию, указать рыночные возможности и показатели деятельности сравнимых предприятий, работающих в тех же сегментах рынка с указанием источника информации. Фонд советует предоставить достаточное количество информации для понимания экономики предприятия и проекта. Если у предприятия есть интернет-сайт, не лишним будет его обнародовать.

Предоставляемые прогнозные данные должны быть четко обоснованы, с указанием объемов в натуральном выражении и цен реализации. Причем лучше быть сдержанными в своих прогнозах. Планируемые организационные и иные изменения на предприятии в целях его оздоровления должны иметь экономический смысл, а запрашиваемые меры поддержки – соответствовать реальным потребностям предприятия. ФРП «ДАМУ» также рекомендует уделить должное внимание оформлению документа и поставить себя на место читателя, который ничего не знает ни о предприятии, ни об отрасли, в которой оно работает, и перечитать документ.

Со всей необходимой информацией, касающейся реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» можно ознакомиться на сайте www.dkb.DAMU.kz.