Call-центр:

1408+7 800 080 18 90

 
Городской тел.:

+7 (727) 244 55 66

«ПодкреПИЦЦА» по-шымкентски

Эта история такая же невероятная, как множество других историй предпринимателей, бизнес-начинания которых были поддержаны АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ». В начале осени этого года студентка второго курса из Шымкента, двадцатилетняя Инкар Серикбай получила грант для производства редкого на рынке казахстанского фаст-фуда продукта, пиццы в форме рожка-конуса - конопиццы.

Торговая точка Инкар должна открыться в ближайшее время – в ноябре-декабре. Такого эмоционального накала и ответственности Инкар не испытывала даже на выпускных и приемных экзаменах. Однако молодой предприниматель не паникует, поскольку все расписано и происходит в соответствии с планом подготовки к открытию.

Инкар была рада рассказать свою историю студента-предпринимателя.

- Сейчас идет активная подготовка к открытию – я заключаю договора с местными поставщиками, договор аренды, подбираю персонал, занимаюсь вопросами оформления торговой точки, мероприятиями по продвижению.

Конопицца сравнительно новый продукт. Он появился на рынках Европы и Америки в середине 2000-х годов. Недавно стал продаваться и в России, и сейчас там производят оборудование для конусной пиццы. Кроме того, что это новый и поэтому привлекательный продукт, у него еще и ряд функциональных достоинств – он не пачкает руки, не крошится, не пропускает жидкость, долго остается горячим, покупатель может заказывать любое сочетание ингредиентов, конопицца быстро готовится, и для ее изготовления не нужны выдающиеся поварские способности.

- Как вы пришли к тому, чтобы начать бизнес в таком раннем возрасте?

- О самой конопицце я случайно узнала из Интернета, идея такого бизнеса показалась мне привлекательной. Однако рабочая идея открыть точку по приготовлению конопиццы появилась лишь год назад, когда в сентябре 2012 года я прошла двухнедельное обучение в «Школе молодого предпринимателя» по Программе «Да­му-Жастар», организованной Мо­ло­деж­ным об­ще­ствен­ным объ­еди­не­ни­ем «Да­му». В Школе обучались 8 потоков по 50 человек, итого 400 участников от 18 до 29 лет. Нам читали лекции о том, как составить бизнес-план и маркетинговый план, как вести бухучет, давали курс по налогообложению.

- Какова была главная задача Школы? Возможно, мотивировать молодежь на собственные бизнес-начинания, ведь материалы бизнес-лекций можно найти в Интернете?

- Полученные на лекциях знания мы затем закрепляли на тренингах, а по итогам обучения каждый студент должен был написать бизнес-план и защитить его. Кроме того в Школе с нами работали профессиональные биз­нес-тре­не­ры.

Что касается мотивации, знаете, внешняя мотивация на тренингах, конечно, присутствовала, но ведь самое главное – это внутренняя мотивация. Например, я с детства мечтала быть бизнесменом. Я планировала, что уже во время учебы в вузе пойду работать, чтобы накопить первоначальный капитал, с тем, чтобы в будущем заняться собственным бизнесом.

И здесь неоспоримая заслуга Школы в том, что отдаленные планы молодежи по открытию собственного бизнеса она сделала ближе – направив усилия обучения на то, чтобы участники составили бизнес-план. Поскольку основным критерием отбора в Школу было наличие инновационной бизнес-идеи, то уже имеющиеся представления о своем бизнесе участники с помощью Школы могли развить до рабочего бизнес-плана.

- Составить рабочий бизнес-план, это, конечно, огромный шаг в сторону собственного бизнеса. Но решиться участвовать в грантовом конкурсе – уже не просто желание быть бизнесменом. Это обязательства, что в случае, если твой проект выиграет грант, тебе необходимо будет его реализовать. Как Вы к этому пришли?

- Наверное, просто все удачно сошлось – мое давнее сильное желание заниматься собственным бизнесом, успешная работа над бизнес-планом, мотивация самой Школы. Я подошла к грантовому конкурсу не только достаточно компетентной, но и морально подготовленной. Для меня более удивительно то, что в 2012 году у молодежи появилась невероятная возможность не копить начальный капитал годами, а получить необходимые средства на начало своего бизнеса уже сегодня. Так в Школе я узнала о том, что в Казахстане рамках «Дорожной карты – 2020» впервые была запущена грантовая программа для начинающих предпринимателей, и поняла, что это Шанс.

-Для сравнения, сколько человек с Вашего потока решились подать на грантовый конкурс?

- Из 400 человек подали на грант четверо, а выиграли двое. Молодой человек, который также получил грант, сам изготавливает сувениры из дерева. Знаете, часть участников Школы не дописали свои бизнес-планы, кто-то не захотел идти дальше…

- Вы студент II курса очного отделения, насколько вам удастся совмещать учебу и работу, ведь известно, что общепит – это хлопотная сфера? Кроме того, Вам наверняка задавали этот вопрос на конкурсных комиссиях.

- Что касается комиссий, то их главными критериями отбора проектов и участников были следующие: 1) молодежь; 2) стартап; 3) женщина. Я соответствовала всем критериям.

А если говорить о совмещении учебы и координации работы торговой точки, то, прежде всего, нужно учитывать, что со мной будут работать два повара, два продавца и сотрудник, который будет поддерживать чистоту и порядок. Мои ежедневные функции директора предполагают работу с поставщиками и общий контроль. Думаю, что их можно будет реализовать со второй половины дня, когда и идет наибольший поток клиентов. Торговая точка, я планирую, будет открыта с 9 часов утра до 10 вечера – так что, уверена, я смогу уделять достаточно времени и своей торговой точке и образованию.

- Какова была процедура участия в грантовой программе?

- Я подала документы в январе 2012 года. Первое заседание комиссии состоялось в течение нескольких недель после этого, второе - только в конце августа 2013, сам грант я получила уже в сентябре. У меня был проект на 2,75 млн. тенге, я выиграла грант на 2,2 млн. 20% суммы, по условиям договора, должны быть вложены со стороны грантополучателя. И здесь мне помогают родители.

- Каковы ваши финансовые и иные обязательства в рамках этой программы?

- Поскольку это грант, то программа не предполагает возврат денежных средств грантодателю. Мои обязательства состоят в том, что полученные средства я должна использовать целевым образом. Кроме того, в течение года будет проводиться мониторинг со стороны Фонда «Даму», и я ежемесячно и ежеквартально буду предоставлять специальные отчеты.

- В течение какого времени после получения гранта вы должны начать реализацию проекта?

- По плану, с того момента, как перечислили деньги, я должна закупить оборудование, договориться с поставщиками, заключить договор аренды, набрать персонал – и в течение месяца-двух начать производство и продажу.

- После того, как вы получили грант и готовитесь к открытию, нуждаетесь ли Вы в дальнейшей поддержке со стороны грантодателя, например, консультационной?

- Консультационная поддержка всегда востребована, тем более, я новичок. Например, такую поддержку оказывает ЦОП Фонда «Даму» – Центр Поддержки Предпринимателей. Я уже туда обращалась для того, чтобы они посмотрели верность расчетов моего бизнес-плана. Они помогли. Там работают очень образованные, грамотные специалисты. И само здание отличное – мне там очень понравилось.

В то же время для меня было бы важно, если бы за мной закрепили отдельного сотрудника, который бы вел меня на этапе открытия и в самом начале работы предприятия – это не только придало бы мне уверенности, но и помогло предотвратить явные со стороны начинающего бизнесмена ошибки.

- Могли бы Вы рассказать о ваших краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планах?

- По моим подсчетам, уже через 6 месяцев после запуска проекта, у меня будет достаточно средств для покупки нового комплекта оборудования. Расчеты исходят из среднего уровня продаж – 150 конопицц в день. В таких точках, как университеты, парки уровень продаж может достигать до 200-300 и даже 400 штук продукции в день. Однако вторая точка – это скорее среднесрочные планы, в краткосрочные планы входит введение услуги доставки.

В более отдаленных планах – это выход на другие регионы Казахстана, однако это пока лишь возможные перспективы, имеет смысл к ним вернуться через несколько лет успешных продаж конопиццы здесь, в Шымкенте.

- Как Вы пришли к выбору именно конопиццы как продукта, имеющего коммерческий потенциал в Вашем городе, проводили ли какие-либо исследования?

- Прежде всего, я выбирала итальянскую кухню, потому что в мире наиболее распространены 2 региональные кухни: 1) итальянская; 2) китайская, при этом соотношение в пользу итальянской кухни , 60:40 или даже 70:30. Затем я выбрала пиццу – мое любимое блюдо, к тому же одно из наиболее популярных в формате фаст-фуд. И в итоге – или все-таки в самом начале – идея конопиццы нова, поэтому привлекательна. Ну, и как я уже говорила, у нее ряд функциональных достоинств. Поэтому, думаю, спрос на наш продукт будет.

Кроме того, в Шымкенте небольшое разнообразие сегмента фаст-фуда, распространен фаст-фуд в лаваше, и полгода назад на рынок вошел «Гиппо» с гамбургерами. Пиццы в формате фаст-фуд у нас мало, точки в основном находятся в больших торговых центрах.

- Сколько будет стоить конопицца? Насколько она дороже или дешевле других популярных продуктов фаст-фуда?

- Себестоимость нашего продукта невысока, цена продажи будет складываться из себестоимости и небольшой маржи. Цена продажи составит 250 тенге – это средний уровень цен в сегменте фаст-фуд, тот же фаст-фуд в лаваше продают по цене 300-400 тенге.

- Для разработки рецептов конопиццы Вы специально привлекали технологов, или шли интуитивным путем?

- Сам процесс приготовления конопиццы очень легок. Берем тесто, придаем форму конуса, выпекаем, заполняем начинкой, снова запекаем – итого, на приготовление пиццы уходит около 3-5 минут.

Со стороны изготовителя оборудования мы получили обучающее видео, за час-два можно освоить технологию. Производитель, кроме того, предлагает ряд рецептов, но у меня есть свои – очень вкусные – по которым я и буду готовить. Мы будем готовить 6-7 видов конопиццы и продавать сопутствующую продукцию.

- Вы говорили, что прослушали в рамках обучения в Школе курс маркетингового продвижения. Какие способы продвижения выбрали Вы?

- Прежде всего, нужно сказать о названии и торговой марке. Я сама придумала и название, и разработала логотип. Вывеска пока не готова, но, думаю, что в ближайшем будущем мы уже оформим нашу торговую точку. Мне и моим друзьям название очень понравилось «ПодкреПИЦЦА» - думаю, что оно должно привлечь покупателей.

У меня есть много маркетинговых идей. В данном случае мы имеем дело с эмоциональным типом потребления - покупка является спонтанной. И поэтому здесь, прежде всего, важна выразительная вывеска. Кроме того, важно подвести покупателя к своей торговой точке, то есть яркие информационные указатели также должны присутствовать. Конечно, придумывание различных акций, которые бы понравились покупателю, очень увлекательно, но я понимаю, что важно не ошибиться с основным инструментом привлечения - вывеской и оформлением торговой точки. Конечно, я думаю и над инструментами удержания покупателя, как сделать так, чтобы они возвращались.

- Будете ли вы использовать продукцию только местных производителей?

- Я очень ориентирована на то, чтобы использовать только продукцию региональных производителей. В то же время вопрос по поставщику сыра остается открытым, а консервированные ананасы не производят в Шымкенте. Видите ли, основные продукты, которые придают пицце особый вкус – это соус и сыр. Поэтому в выборе сыра мы будем ориентироваться на того производителя, чей сыр даст необходимый нам вкус.

- Где будет находиться Ваша торговая точка, возможно, наши читатели непременно захотят нанести Вам визит?

- «ПодкреПИЦЦА» будет расположена в центре города, на рынке «Янги-Шахар», по ул. Мангельдина. Мы будем рады, если наш проект привлечет внимание жителей и гостей нашего города, и постараемся сделать все, чтобы наша конопицца доставила не только большую радость покупателям, но и сам проект стал хоть и маленьким, но знаковым успехом молодых предпринимателей для регионального отделения Фонда «Даму» в Южно-Казахстанской области.